Отечественное станкостроение ждет большое будущее

16.04.2013 17:33

Отечественное станкостроение ждет большое будущееУ станкостроения огромный экспортный потенциал (в CCCP экспорт достигал порядка 50% от общего объема производства). И сейчас формируется большой внутренний рынок. Ожидается, что к 2015 году спроса на металлообрабатывающие станки как минимум удвоится. Рост произойдет, прежде всего, за счет техперевооружения предприятий ОПК, на которое выделено порядка 3 трлн руб. на ближайшие десять лет. При этом износ текущих производственных мощностей в экономике у нас по сравнению с другими европейскими странами в 2 раза больше - 50%. И то если не больше. Но самое главное - высокая школа станкостроения пока еще не утеряна. Поэтому крайне важно не упустить возможности для создания и развития современных высокотехнологических производств. Ожидается, что в 2015 году отечественный рынок займет шестое место, с его 3 млрд долл., по внутреннему потреблению металлообрабатывающих станков.

Но, к сожалению, увеличение внутреннего спроса будет ограничено максимум десятью годами. Т.е. окошко возможностей для предприятия малого и среднего бизнеса не столь велико, как кажется. Поэтому рост закончится довольно быстро.

Мы уже упустили такой момент в отрасли гражданского авиастроения. В 2000 году объем авиаперевозок в России составлял 23 млн пассажиров, а сегодня - 64 млн. В 2000 году было закуплено около 40 самолетов, а в 2011 году - около 600 и, практически, ни одного отечественного. Это окошко практически пропущено: рынок вырос большой, а внутренней доли нет. Т.е. авиастроители упустили возможность роста на российском рынке, чего ни в коем случае нельзя допустить в отношении станкостроения, где преобладают предприятия малого и среднего бизнеса, а не крупные фирмы. Доля их, к примеру, в США составляет 90% отрасли. Даже в европейских странах, которые считаются глубоко забюрократизированной, по сравнению с США, страной эта цифра достигает 80%. Что резко отличает данную отрасль от всех прочих. У нее - большой мультипликативный эффект. Разработка и выпуск станков – это логистика, металлургия, постпродажное обслуживание, электроника, IT. Наверное, нет такого бизнеса, который косвенно или прямо не работал бы на станкостроение.

Ну и конечно – это обороноспособность России, которой большое внимание уделяют и правительство, и президент. Для ОПК необходимы технологически продвинутые высокоточные станки. Но их импорт ограничен из-за запрета на вывоз товаров двойного назначения у стран-экспортеров. Поэтому без развитого станкостроения ОПК не обойтись.

Однако развитие станкостроительной отрасли сдерживается как отсутствием бизнес-компетенций, так и технологическим отставанием. К сожалению, у нас пока еще нет таких серьезных навыков управления сложными производственными цепочками. И нет таких прибылей. Кроме того, у нас очень невысокие доходы. Везде ремонт металлообрабатывающего оборудования и инжиниринг дают порядка 35% доходов, а у нас около 10%. Т.е. продал станок - на этом все и закончилось.

Производство металлообрабатывающего оборудования можно сравнить с производством самолетов. В каждой стране есть авиакомпании, даже в Лаосе, но самолеты производят лишь три страны. Потому что создать авиакомпанию довольно легко: вы наняли людей, взяли самолеты, – и она уже есть. Она, конечно, может быстро обанкротится, но, тем не менее, она какое-то время у вас была. Если обанкротить авиастроительную отрасль, восстановить ее никогда уже не получится. В станкостроении приблизительно то же самое. Если станкостроительная отрасль у нас исчезнет, восстановить ее потом практически невозможно. Почему? Высокие барьеры входа, высокий косвенный экономический эффект, высокие социальные обязательства. Ео низкий уровень доходности – около 7–8%. Желающих не так много. Но зато – это стабильный бизнес.

Что касается создаваемых совместных предприятий, то нам необходимо четко отслеживать деятельность данных предприятий, чтобы избежать ситуации, когда предприятие создается нашими иностранными партнерами не ради технологий, а лишь ради сбыта. Потому что технологии как раз - главный агрегат в станках, иностранные производители не желают везти ее, потому что ее можно оставить и потом всю жизнь использовать. Поэтому в этом вопросе твердая политика Минпромторга очень нам помогла бы.

В качестве примера можно привести станкостроение в КНР, которая всю жизнь покупала станки. А сейчас на ее внутренний рынок поступает около 50% станков местного производства. Вот так сработала промышленная политика в сфере станкостроения в КНР.

Какие у нас есть основные проблемы? Мы имеем 56-e Постановление Правительства, в котором говорится о том, что если металлообрабатывающее оборудование может производиться внутри, оно должно производиться внутри. Это и есть то, о чем я говорил – твердая политика Минпромторга, которую оно провело через Правительство. Но есть большое количество примеров как простого игнорирования данного постановления, так и с использованием интеллектуальных закупочных схем. Поэтому мы считаем, что необходимо создать дополнительные механизмы контроля. в частности, мы предлагаем создать на корпорациях с государственным участием экспертные комиссии по исполнению 56-го Постановления, в которые включить представителей рабочих групп, комиссий Минпромторга и отраслевого отделения как СоюзМаша, так «Деловой России».

Следующее. Имеет место проблема догоняющих НИОКРов. Прорывные конструкторские предложения не имеют поддержки, либо по причине общего консерватизма, либо по причине больших вложений. Мы предлагаем также создать в Минпромторге рабочую группу, которая будет заниматься разработкой и внедрением инновационных технологий. Мы со своей стороны готовы взять на себя организационные вопросы.

Основной вывод такой: отечественное станкостроение ждет большое будущее, прежде всего, благодаря быстрорастущему внутреннему спросу. Но без поддержки Правительства нам не обойтись.

 



Авторизация

Последние статьи
Яндекс.Метрика

Портал "О станках" 2017
Продвижение проекта: stafers.ru
При копировании материалов - обязательна активная ссылка на сайт ostankah.ru